MIMS Automobility Moscow RUS

Электрификация автопарка России

По данным ГИБДД, за прошедший год общее количество легковых электромобилей в России выросло на 75%, достигнув 40 тыс. В ряде регионов динамика роста существенно выше, чем в среднем по стране: в Москве парк электрокаров вырос в 7 раз, в Калининградской области — в 3 раза, в Подмосковье — в 2 раза. Тем не менее, доля электрических транспортных средств в общем автопарке не превышает 0,1%, и эксперты расходятся в прогнозах по поводу дальнейшего роста.

Детальная статистика по регионам

Данные о состоянии автопарка России на конец 2023 года опубликованы в статистическом разделе сайта ГИБДД stat.gibdd.ru.
Для сравнения: в 2019 года электрокаров было 2,8 тыс., в 2020 году — 7,5 тыс., в 2021 году — 14 тыс. В отдельных регионах динамика роста выше. К примеру, в Москве парк электромобилей за 2023 год вырос с 1,65 тыс. до 7,34 тыс., в Калининградской области — с 304 до 970, в Московской области — с 1,17 тыс. до 2,77 тыс., в Санкт-Петербурге — с 1 тыс. до 2 тыс., Татарстане — с 443 до 914, в Краснодарском крае — с 1,64 тыс. до 2,74 тыс. На Чукотке в 2022 году не было ни одного зарегистрированного электромобиля — сейчас есть один.
Судя по данным ГИБДД, в России также зарегистрировано 604 электробуса (в 2022 году их было 160) и 150 электрогрузовиков (в 2022 году их было 49).

Концепция по развитию производства и использования электротранспорта

В 2021 году правительство РФ утвердило «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта до 2030 года» с планом мероприятий («дорожной картой»). Власти хотят к этому времени довести до 10% долю электромобилей среди всех производимых в РФ транспортных средств, а также запустить в эксплуатацию 72 тыс. зарядных станций и 1 тыс. водородных заправок. Уже сейчас предоставляют льготы владельцам электромобилей на парковку, освобождают их от уплаты транспортного налога и т. д. В 2023 году кабмин разрешил владельцам электромобилей ездить по федеральным платным дорогам без оплаты.
Популярность электромобилей в Москве будет расти, считают в столичном дептрансе. Зарядные станции в городе строятся с 2015 года, их сейчас более 3 тыс., в том числе более 240 — установлены в рамках программы «Энергия Москвы» (они бесплатны для автовладельцев). В 2023 году, по данным дептранса, автовладельцы воспользовались городскими зарядными станциями более 210 тыс. раз, почти втрое больше, чем в 2022 году.
Город будет и дальше стимулировать москвичей выбирать личный электрический транспорт, — заявили в дептрансе. — Мы продолжим размещать городские зарядные станции, к 2030 году их количество вырастет до 30 тыс.

Мнения экспертов

Партнер MIMS Automobility Moscow, аналитическое агентство «Автостат» отмечает, что в 2023 году в России было продано 14,1 тыс. новых электромобилей (на первом месте по продажам Zeekr и Evolute), в 4,7 раза выше, чем в 2022 году. Это основная причина роста парка.
Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что глобальные производители будут продолжать наращивать производство электромобилей. Кроме того, развивать сборку и производство электромобилей несколько проще, чем машин с двигателем внутреннего сгорания. Мешают продажам недостаточное количество зарядок, особенно за пределами больших городов, а также небольшой пробег на одной зарядке и высокая стоимость электромобилей.
Тем не менее, несмотря на тенденции скоростного развития электротранспорта в РФ, мнения экспертов разнятся.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
«Не вижу взрывного потенциала на ближайшие годы для электромобилей в России. Рост, возможно, и будет, но в целом электромобили никакого влияния на рынок и парк оказывать не будут. Главная проблема не в зарядных станциях, о которых все говорят, а в том, что электромобили дороже на 30–40% аналогичных авто с бензиновыми моторами. Поэтому для нас это пока не рыночная история.
«Пользователи электромобилей — чаще всего обеспеченные люди, которые раньше покупали люксовые и премиальные авто, такие как BMW, Mercedes, — объясняет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Теперь они пробуют ездить на электрических "китайцах", таких как Zeekr, которые выглядят и едут неплохо. Произошло перераспределение спроса в другие сегменты. Но думаю, что это временное явление. Люди попробуют электромобили, разочаруются и продадут, поняв, что в условиях нашего климата ездить на электротяге сложно. Фанаты останутся, но их будет немного, как и сейчас».
2024-03-06 15:06